Как в России обстоит дело с лизингом

российский лизинг

Рынок пользователей лизинговых продуктов: кому, при каких обстоятельствах и для каких целей в России сегодня нужен лизинг

Определить целевую аудиторию пользователей лизинговых продуктов достаточно нетрудно: для этого просто необходимо вспомнить четкую формулировку понятия, приводимую в любом первом попавшемся словаре экономических терминов. Изначально слово «лизинг» появилось в Америке и происходит от английского глагола to lease, что в переводе означает «брать в аренду». Кстати, граница в отличии лизинга и аренды очень не заметна, так что неспециалисты в большинстве случаев смешивают эти понятия. Но на самом деле разница присутствует, если говорить точнее, то российский лизинг можно охарактеризовать как частный случай аренды.
Этот финансовый инструмент есть не что иное, как вид услуги, которая связана с покупкой основных фондов в личную собственность. Иначе говоря, что это случай долгосрочной аренды (различного оборудования, специальных транспортных средств, производственных зданий и прочее), которая предусматривает возможность их последующего выкупа самим арендатором. Из этого становится ясно, что любое юридическое лицо, которое испытывает потребность в получение основных средств, имеет возможность прибегнуть к льготному лизингу, используя его дополнительные положительные стороны, к примеру, снижение налогового бремени, для собственной выгоды. Но возвращаясь к реалиям экономической ситуации в России, логично предположить, что очень часто организации в РФ заключают лизинговые контракты на транспортные средства.

На самом деле, как пояснил Михаил Персидский, управляющий по развитию бизнеса компании ОАО «НОМОС-Лизинг», если взять в расчет официальные рейтинги, и судить по объему финансирования сделок, то здесь, безусловно, лидирует лизинг авиа и железнодорожного транспорта. Впрочем, это не совсем точная информация. Больше всего в России популярен все-таки лизинг автотранспортных средств и спецтехники.
Теоретически, самые основные задачи – это приобретение имущества с помощью лизинга для извлечения максимальной прибыли от эксплуатации этого имущества, и кроме того в целях экономии средств, за счет ускоренной амортизации объекта лизинга, причисления платежей на себестоимость. Только в российской практике получается, правда, не всегда так. «В первую очередь я бы поставил удобство и простоту приобретения объекта в лизинг по сравнению, к примеру, с кредитом, – рассказывает Михаил Персидский. – Преимущественно в случае повторных сделок: в таких случаях дополнительных документов не потребуется. Во-вторых, я бы выделил так называемый эффект рассрочки: не все организации имеют возможность приобрести имущество, отвлекая из оборота живые средства». Следственно, российский бизнес, прибегая к лизинговым продуктам, активно преследует как непосредственные, так и косвенные выгоды подобного сотрудничества.
Стандартная классификация подразделяет лизинговые услуги на финансовые и оперативные (или операционные). Основанием для данного разделения служит период полезного использования имущества лизинга и экономической сущности договора.

В отношении финансового лизинга период договора совпадает с периодом полезного использования объекта лизинга. По истечении договора остаточная стоимость имущества в стандартном случае будет являться минимальной, поэтому оно может без дополнительного вознаграждения перейти в полную собственность лизингополучателя. Иначе говоря, такой вид сотрудничества можно смело отнести к одному из способов привлечения целевого финансирования. В случае с оперативным лизингом период договора значительно меньше, чем срок полезного использования объекта лизинга. Поэтому очень часто по окончании договора на условиях оперативного лизинга активы возвращаются обратно лизингодателю и могут быть использованы по другому договору повторно.

Данное понятие ближе всего можно отнести к знакомому многим механизму аренды. В российской деловой практике оба вида лизинга присутствуют, но при этом имеют различное влияние. «Без сомнения, финансовый лизинг наиболее распространен в российском рынке и более актуален, – отмечает Александр Щекочихин, глава проекта All-Leasing.Ru. – Отдельно стоит отметить, что и услуги по оперативному лизингу имеют успех у лизингополучателей. В большинстве случаев предприятия прибегают к услугам финансовой аренды только лишь для того, чтобы обновить собственные основные средства организации, обновить личный автопарк, приобрести новое оборудование для расширения объема производств».

Несмотря на повсеместно отмечаемую российскими экспертами распространенность на рынке России именно финансового варианта лизинга как основной формы услуг, потенциальные перспективы оперативного лизинга можно назвать привлекательными: этот вид сотрудничества, по мнению многих аналитиков, будет наращивать свою экономическую нишу в ближайшем будущем.

Как заверяет Денис Трынин, оперативный лизинг в первую очередь будет развиваться в секторе легкового транспорта, а также коммерческих автомобилей. К тому же целевым сегментом для лизинговых участников на данном этапе являются крупные западные предприятия. Получая транспорт на условиях оперативного лизинга, они оптимизируют собственные затраты на содержание автопарка, и кроме этого всегда имеют новые автотранспортные средства в работе. Однако, к сожалению, в условиях российских реалиях грамотно планировать и правильно оценивать экономические условия сделок могут далеко не все предприятия, а лишь те, кто имеет твердую почву под ногами и уверенно смотрит в будущее. Вариант оперативного лизинга, как более тонкий инструмент, по всей видимости, останется уделом только лишь для избранных компаний, но будет постоянно востребованным способом услуг.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что российский лизинг, как частная форма арендных отношений, продолжит в будущем пользоваться особым спросом на российском рынке. И чем благоприятнее будет развиваться экономическая деятельность в российском государстве, тем большая потребность в лизинговых продуктах будет ощущаться со стороны предприятий. «На мой взгляд, на российском рынке лизинга образовался такой момент, когда потенциальному клиенту необходимо предоставлять весь существующий комплекс услуг, – с уверенностью говорит Михаил Персидский. – Такая схема использует все имеющийся преимущества лизинга: позволяет любому клиенту выставлять свои пожелания и требования, а соответственно компаниям – осуществлять подбор объекта, выгодного поставщика и проводить договор лизинга. В результате, клиент получает программу «лизинг – все включено» сэкономив при этом свои временные затраты и освобождаясь от забот, связанных с подбором и обеспечением имущества».

В любом случае, перед тем как оформить договор на лизинг, следует предварительно все обдумать и рассмотреть все плюсы и минусы такого решения.

Похожие записи:

Комментарии закрыты.